Четверг, 17.08.2017, 22:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Считаем деньки
Осталось...
События
Праздники России
Время идет...
Наш сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
Поиск

Класс "Звёздочки"

Проблемы с чтением

Карпичева Лидия Владимировна

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия г.Раменское»


Нарушения навыка чтения тесно связаны с проблемами развития устной и письменной речи, личностным развитием ребёнка, его общением и интересами.

Чаще всего родители и учителя жалуются на:

1.  Ребёнок читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами.

2.   Даже умеющий бегло и правильно читать ребёнок категорически отказывается читать не только что - либо сверх школьной программы, но даже «лишнюю» строчку не прочтёт, если она не входит в домашнее задание. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение, а потом и литературу в числе самых нелюбимых предметов.

3.              Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В погоне за техникой чтения теряют смысл прочитанного как дети, читающие медленно, с ошибками, так и хорошо читающие дети.

Навык чтения характеризуется совокупностью нескольких параметров:

- способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов.

- скорость чтения ( к 4 классу ребёнок должен читать не менее 100 слов в минуту)

- понимание прочитанного.

И всё чаще от учителей нач. школы и психологов родители слышат пугающий диагноз: «дислексия».

Ребёнок, предрасположенный к дислексии не способен овладеть слогослиянием, автоматизированным чтением и чтением целыми словами, нередко плохо понимает прочитанное. Имеет ограниченный словарный запас, особенно в обозначении отвлечённых понятий  (временных, пространственных...). У такого ребёнка наблюдаются нарушения речи, грубые и странные орфографические ошибки, нечёткие пространственные ориентировки, трудности в понимании пространственных отношений, неловкость, трудности в понимании смысла картинки. Наиболее ярко это нарушение выражено у детей 6-8 лет и легче корректируется.

Специалисты так и не пришли к единому мнению по вопросу о том, что же является причиной неспособности ребёнка овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития, отсутствие нарушения зрительного и слухового анализаторов и оптимальные условия обучения. Возможно, на генном уровне передаются общие предпосылки нарушения чтения. У некоторых детей задержка чтения  возникает под влиянием биологических факторов, связанных с работой мозга. Задержка чтения может быть вызвана повреждением нормального процесса головного мозга.

Плохое чтение часто сопровождается плохим почерком. Нарушение чтения сопутствует нарушение письма -«дисграфией». При письме ребёнок заменяет гласные («сад- сод») или пропускает их(«трава-трв») . путает звонкие и глухие согласные(«с» «з»)... Проблему необходимо решать как можно раньше. Без помощи взрослых дети к моменту окончания школы не смогут догнать своих сверстников, а многие ещё и отстанут.



          Как помочь слабо читающему ребенку ?

Помогите ребёнку если на фоне обучения он:

-     испытывает затруднения при выполнении любого типа задания по установлению отношений порядка или последовательности, например путается в порядке следования времён года и дней недели;

-     не может правильно повторить даже простые ритмы, выстукиваемые взрослыми;

-     испытывает затруднения при составлении рассказа по картинкам;

-     путает право, лево;

-     имеет ограниченный словарный запас;

-     при чтении часто производит замены гласных «а» на «о», «ы», на «о»(выше-воше) или согласных( хотела-холела); переставляет слоги, читает совсем другое слово вместо написанного, может читать справа налево;

-     обладает низкой способностью концентрации внимания, беспокоен, отвлекается, импульсивен.

При работе с таким ребёнком необходимо формировать и развивать у него:

1.  Представление о собственном теле ( какая рука правая?, голова наверху или внизу? спина сзади или спереди?) сначала в отношении себя, а потом в отношении окружающих.

2.   Пространственные представления. На примере картинок и окружающих предметов: что находится ближе, дальше, выше, ниже, что больше, меньше. Затем  вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, но ближе, чем то?

3.  Представление о последовательности. (следование времён года, месяцев, дней недели..) кроме ребёнку предлагается следующие задания:

-     выкладывать последовательности из геометрических фигур по предложенному образцу:

-     складывать разрезные картинки и из кубиков( игрушки уже должны быть  «умными», детей   необходимо увлечь).

-     составление рассказа при помощи последовательных картинок.

4.              Представление о звуковом составе слова (с помощью скороговорок). Проговаривание скороговорок улучшает дикцию, но и помогает выделить звук.

5.  Представление о звуковом составе слова.  Использовать для занятий мяч:

-взрослый и ребёнок перекидываются мячом,  проговаривая слово по слогам (ка-ран-даш, ста-кан);

-  взрослый предлагает ребёнку уменьшать предмет, добавляя один слог: дом-домик., слон- слоник…

Игра должна сочетаться с чтением.

   Подборка текстов,  соответствующих возрасту и возможностям ребёнка. Постепенно усложнять тексты. Каждое занятие должно заканчиваться чем-то интересным для ребёнка.  Например, если он любит играть в мяч, то перебрасывайтесь им, называя последовательность букв или разбивая слово на слоги. Таким образом, у ребёнка создается позитивная установка на  следующие занятия, чтением.

   Следующая часть работы- тренировка навыка чтения.  К этому этапу переходите, когда ребёнок уже привык к занятиям и относится к ним положительно. Взрослый  определяет, какие звуки, слоги или слова вызывают у ребёнка потерю темпа и качества чтения, увеличивается нагрузка именно на то, что вызывает  наибольшие трудности. На этом этапе следует подбирать тексты с большим количеством сложных слов, подчёркивать их в тексте, просить ребёнка быть особенно внимательным при их чтении. Предложите ребёнку разбить их на слоги, затем написать это слово и прочесть заново.

Сохраните у ребёнка положительный настрой на занятие! Вам помогут таблицы, наглядно  отражающие даже минимальные успехи ребёнка. Например, последние 3 занятия ребёнком было сделано 42, 31, 22 ошибки.  Самое главное, чтобы ребёнок сравнивал только свои результаты. Больше хвалите и подбадривайте его, отмечайте даже самые маленькие достижения.