ЧТО ТАКОЕ УУД
Термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания мира составляет цель и основной результат школьного образования. Успешное решение образовательных задач предполагает, что учащийся умеет ставить цели (задачи), владеет способами решения поставленной задачи или создаёт такие способы самостоятельно, умеет контролировать, оценивать и исправлять свою деятельность. Результативность образования проявляется также в том, что в процессе учебной деятельности ребёнок способен отвечать себе и другим на такие вопросы, как: Что нужно сделать ? Зачем я это делаю? Каким образом я это делаю? Как я могу проверить? Как я оцениваю то, что я делаю? Как могу исправить то, что не получилось?
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕЛЯТСЯ НА :
Регулятивные универсальные учебные действия
- целеполагание
- планирование
-осуществление учебных действий
- прогнозирование
- контроль и самоконтроль
- коррекция
- оценка
- саморегуляция
Познавательные универсальные учебные действия
- общеучебные
- знаково - символические
-информационные
-логические
Коммуникативные универсальные учебные действия
- инициативное сотрудничество
- планирование учебного сотрудничества
-взаимодействие
- управление коммуникацией
МОНИТОРИНГ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В 1 КЛАССЕ
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
Планирование - это предварительное осмысление и составление системы последовательных действий, которые необходимы для достижения определённой цели. Предпосылкой для умения планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной учителем задачей является умение работать по алгоритму.
Последовательное выполнение точных и понятных ребёнку действий, которые необходимы для решения любой задачи данного типа, называется алгоритмом. Для учащихся первых классов важно к концу учебного года не только научиться воспроизводить знакомый алгоритм, но и при встрече с похожей задачей узнать освоенный способ действия и восстановить в памяти необходимую последовательность действий ещё до начала выполнения задания.
Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
Оценка - это отношение к качеству выполнения какой- либо деятельности или поведению.
Познавательные универсальные учебные действия.
Умение осуществлять логические действия "анализ" с выделением существенных и несущественных признаков.
Анализ - это осмысленное разделение целостной структуры объекта на составные элементы с целью его познания. Для учащихся 1 класса важно уметь выделять объект анализа, т.е. осознавать, что в данный момент изучается, что делится на части. При этом необходимо различать реальный предмет и слово, которое его обозначает.
Умение осуществлять логическое действие "синтез" неразрывно связано с логическим действием "анализ"., так как при изучении объекта идёт постоянное движение мысли от целого к его частям и от частей к целому. Для учащихся 1 класса важно при синтезе осознавать, что именно должно получиться при "сборке" частей (слово, предмет, образ предмета) и какие части могут входить в это конкретное целое.
Умение осуществлять логическое действие "сравнение" по заданным / самостоятельно выбранным критериям.
Сравнение - сопоставление свойств объектов с целью выявления их сходств и различий.
-приводить примеры в заданиях на нахождение предмета, который является "таким же", "другим", "одинаковым", по отношению к предмету - образцу;
-правильно определять признак , на основании которого производится сравнение;
- указывать на признаки, которые нельзя использовать как основание для сравнения.
Умение осуществлять логическое действие "классификация" по заданным/ самостоятельно выбранным критериям.
Классификация - это деление совокупности объектов по какому - либо признаку или признакам на группы.
Умение осуществлять логическое действие "обобщение"
-группировать одну и ту же совокупность объектов разными способами на основании различных признаков ;
-группировать объекты на основании различных признаков;
-группировать объекты на основании как существенного так и несущественного признака;
-находить объекты, которые не относятся к данной группе; - определять, на каком основании распределены объекты на группы.
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам. В ходе обобщения происходит движение от единичного, менее общего - к более общему.
- выбрать из предложенного перечня понятий наиболее точное название группы предметов;
-найти объект, не принадлежащий этой группе;
- дополнить группу, опираясь на её обобщённое название.
Умение устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.
Установление причинно - следственной связи - это установление отношений между одним явлением и другим. То, из за чего явление произошло, называют "причиной". То, что наблюдается как результат, - "следствием". Для учащихся 1 класса установление причинно - следственных отношений связано с поиском ответа на вопрос: "Почему, из - за чего произошло то или иное событие?"
- восстановить временную последовательность событий;
-выделить в последовательности событий то, которое привело к тем или иным последствиям.;
-выбрать из предложенного перечня то, которое явилось причиной указанного события;
- выбрать из предложенного перечня то, что является следствием указанной причины.